Информационная безопасность - защищенность информации и информационной образовательной среды от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и информационной образовательной среды.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
http://www.ligainternet.ru - Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
https://вбезопасныйинтернет.рф - Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
https://мвд.рф/безопасный-интернет-детям - Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
http://edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»
http://detionline.com - Информационный ресурс «Дети России»
http://персональныеданные.дети - Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
https://edu.yar.ru/azbuka/ - Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»
http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете.
http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
Ученикам
НЕЛЬЗЯ
- Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
- Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
- Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
- Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
- Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
ОСТОРОЖНО
- Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
- Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
- Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
- Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
- Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
МОЖНО
- Уважай других пользователей;
- Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
- Открывай только те ссылки, в которых уверен;
- Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
- Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!
Родителям
5 – 7 лет
- Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете или с телефоном.
- Не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных.
- Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
- Используйте удобные для детей поисковые системы с родительским контролем.
- Настройте фильтры по возрасту.
- Ограничьте время, проводимое в интернете.
- Ограничьте детей списком любимых сайтов, который вы составите вместе.
- Убедитесь, что подключенные к интернету устройства находятся в открытом доступе, где вы можете их наблюдать.
- Заблокируйте использование средств обмена мгновенными сообщениями, электронной почты, чатов, мобильного интернета, обмена текстовыми, графическими и видео сообщениями, а также доступ к доскам сообщений.
- Научите детей никогда не разглашать личную информацию в интернете.
8 – 10 лет
- Обсудите с детьми, что им интересно в интернете.
- Расскажите детям об опасностях, скрывающихся в интернете.
- Научите детей никогда не разглашать личную информацию.
- Избегайте пугающих образов.
- Объясните детям, как правильно общаться с друзьями в интернете.
- Попросите детей рассказывать вам о случаях, когда они сталкиваются в интернете с чем-то, что вызывает у них чувство неловкости.
- Проводите время в интернете совместно с детьми или ограничьте им доступ только набором одобренных сайтов.
- Размещайте подключенные к интернету устройства в открытой общей зоне.
- Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
- Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
- Используйте удобные для детей поисковые системы.
- Запретите использование средств обмена мгновенными сообщениями, чатов и сайтов социальных сетей, предназначенных для более взрослой аудитории.
- Попросите ребенка использовать тот же адрес электронной почты, который используете вы сами, или специальный адрес, к которому у вас есть доступ.
- Просите детей открыто рассказывать о своих действиях в интернете.
11 – 13 лет
- Не размещайте устройства, подключенные к интернету, в детских комнатах.
- Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
- Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
- Контролируйте все устройства с доступом в интернет: сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
- Просите детей рассказывать об их действиях в сети и людях, с которыми они общаются.
- Запретите детям разглашать личную информацию без вашего разрешения.
- Объясните детям, что не следует организовывать личные встречи с людьми, с которыми они познакомились в Интернете.
- Требуйте у детей доступ к их электронной почте и чатам.
- Ограничьте общение посредством мгновенных сообщений списком друзей, который вы одобряете.
- Заблокируйте доступ к чатам.
- Научите детей общаться с незнакомцами в интернете.
- Расскажите детям о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
- Проверяйте историю браузера, чтобы отслеживать поведение детей в интернете.
- Соблюдайте минимальный возраст для регистрации в социальных сетях.
- Поощряйте посещение детьми соответствующих возрасту сайтов.
- Не позволяйте детям публиковать фотографии или видео без вашего разрешения.
14 – 18 лет
- Составьте список правил использования интернета для вашего дома.
- Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
- Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
- Ознакомьтесь с приложениями для обмена сообщениями, которые используют ваш ребенок.
- Контролируйте устройства с выходом в интернет, помимо компьютеров, такие как сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
- Храните устройства с доступом к интернету на виду, вне детских комнат.
- Обсуждайте с подростками друзей, с которыми они познакомились в интернете, и говорите об их действиях в сети.
- Поговорите с подростками о том, что не следует общаться с незнакомцами посредством мгновенных сообщений, и совместно составьте список друзей.
- Убедите подростков спрашивать у вас одобрения, прежде чем заводить знакомства в сети.
- Сопровождайте подростков на встречу с людьми, с которыми они познакомились в интернете, но еще не знают лично.
- Научите подростков не разглашать личную информацию.
- Расскажите подросткам о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
- Защитите подростков от спама, объяснив им, что не следует раскрывать свой адрес электронной почты в интернете и отвечать на нежелательную почту.
- Расскажите подросткам о законах об авторском праве и ответственном поведении в интернете.
- Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказ, покупку или продажу товаров.
- Просите подростков рассказывать вам о неприемлемых материалах или нежелательных комментариях сексуального характера, которые они получили в интернете.
- Расскажите подросткам, на что нужно обращать внимание или запрашивать перед загрузкой файлов из интернета.
- Выборочно проверяйте историю браузера, чтобы узнать, какие сайты посещал подросток.
Педагогам
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.